Летописи "Сферы"

Четверг, 19.09.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Манускрипты знаний!


Главная » Статьи » Разное о фэнтези

Чары против стали Боевая магия

Чары против стали

Боевая магия

— Может ли волшебник убить человека с помощью магии? — спросил лорд Веллингтон у Стренджа.

Стрендж нахмурился. Казалось, вопрос ему не понравился.

— Полагаю, волшебник может, — допустил он, — но джентльмен не станет.

Сюзанна Кларк, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Субтильный персонаж с развевающимися шевелюрой, бородой и плащом стоит на пригорке и посылает болезненные заклинания во врагов, пока более физически развитые спутники не дают тем добраться до мага. Время от времени волшебник прикрывает раненого товарища полупрозрачным щитом, а на случай поражения у него готово заклинание-телепорт. Когда же противник будет повержен, старикан купит на свою долю сокровищ пару пыльных фолиантов в зловещих переплетах и проведет за ними все время до следующего приключения, выискивая новые и более эффективные способы одолеть ближнего своего с помощью магии.

Волшебники — такая же неотъемлемая часть классического фэнтези, как рыцари или драконы. В разных источниках можно встретить не похожие друг на друга системы магического искусства, но во главу угла большинства из них поставлена именно боевая магия. Несмотря на то, что по своему предназначению боевой маг почти ничем не отличается от рыцаря или стрелка, волшебство считается более «интеллектуальным» способом убивать, калечить и всячески устранять препятствия на пути к цели. Яркое воплощение лозунга «ум есть — силы не надо», идеал запуганных хулиганами двенадцатилетних отличников, боевой волшебник — фэнтезийное отражение американской мечты о «равенстве возможностей». О том, как чародей стал боевой единицей, какие качества необходимы ему для выживания и победы, что ему стоит записать в книгу заклинаний, — читайте на следующих страницах.

Как маги попали на фронт

Самый известный из волшебников древности, Мерлин, был мудрецом и провидцем, а вовсе не любителем пошвырять огненные шары. Он знал прошлое и грядущее, мог дать дельный совет рыцарям Круглого стола или спрятать короля Артура от вражеских глаз, но в битве от Мерлина было мало толку.

Другие «исторические» чародеи также не специализировались в боевой области. Одни, вроде доктора Фауста или арабских волшебников, делали ставку на общение со сверхъестественными существами — от джиннов и демонов до Люцифера. Другие занимались астрологией или алхимией. Обыватели редко относились к чародеям лучше, чем с настороженностью, а вернее всего, считали их слугами темных сил. Приблизительно таких магов мы видим в произведениях предтеч фэнтези (например, у Роберта Говарда или Кларка Эштона Смита): книжных червей, обладающих извращенным умом и запретным знанием, которым самое место подле трона Злого Властелина, а не на передовой.

С появлением «Властелина Колец» эталонным магом фэнтези стал Гэндальф. Но если одни увидели в нем нечто среднее между мудрым Мерлином и сошедшим с небес ангелом, то другим сильнее всего запомнились огненные шары и схватка с Балрогом. Боевая составляющая магии Серого странника, далеко не самая значимая, зато зрелищная и практичная, нашла развитие в книгах продолжателей Толкина. Варгеймы и ролевые игры окончательно закрепили за фэнтезийными волшебниками репутацию бойцов магического фронта. Теперь уже сложно представить себе компьютерную РПГ или стратегию, в которой волшебство ограничивается ясновидением, демонологией или составлением чудодейственных снадобий.

Но фантастика не стоит на месте — в последнее время мы все чаще встречаем волшебников, мало похожих на боевые машины из Dungeons & Dragons или Warcraft. В книгах Анджея Сапковского присутствуют как «классические» маги, так и ведьмаки, которым больше подойдет название «охотничьих», а не боевых волшебников. Чародеи Джонатан Стрендж и мистер Норрел из романа Сюзанны Кларк также участвуют в военных действиях, но их оружие — не молнии и ледяные стрелы, а иллюзии, создание дорог для дружественных армий и даже перемещение географических объектов. Мораль проста: чтобы выиграть войну или отвести угрозу от мирных жителей, вовсе не обязательно уничтожить как можно больше противников. Боевые маги, способные в одиночку выйти против тысячных армий, постепенно уходят в прошлое фэнтези, уступая — даже на войне! — место более интеллектуальным и реалистичным волшебникам. Давайте же посмотрим на них поближе, пока они не покинули нас окончательно.

«Подземелья и драконы»

Особого класса «боевой маг» в D&D нет, но в силу особенностей игры все персонажи тем или иным образом приспособлены к битве. Заклинания делятся по школам, в любой из которых может специализироваться волшебник. Атакующая школа — Воплощение (Evocation), конек которой — манипуляция энергией. Сюда относятся такие заклинания, как волшебная стрела, молния и огненный шар. Защитная школа — Ограждение (Abjuration).

 

Следи за собой, будь осторожен

Боевой маг — это прежде всего достояние игр, сначала настольных, а потом и компьютерных. Поэтому неудивительно, что главной задачей, стоявшей перед игроделами, было сбалансировать способности волшебников по отношению к другим персонажам, прежде всего, воинам. В обмен на сверхъестественные способности чародеи получили массу слабостей, которые и делают их одной из самых сложных игровых профессий. Например, в «Подземельях и драконах» оба магических класса, wizard и sorcerer, не могут полноценно носить броню. В ранних версиях это объяснялось негативным влиянием металла на энергетические потоки, но теперь основным аргументом стало то, что доспех сковывает движения, и облаченный в него волшебник не всегда может правильно исполнить необходимый для заклинания жест. В мире Warhammer магия происходит «от лукавого» — то есть от сил Хаоса, которые могут вырваться на свободу, если злоупотреблять чарами. Во вселенной Warcraft волшебники уязвимы для физических атак и могут эффективно действовать только из-за спин дружественных бойцов.

Поэтому боевому магу недостаточно в совершенстве освоить волшебное ремесло. Ему также следует знать свои слабые стороны и уметь с ними бороться. Целый ряд требований накладывает и само присутствие колдуна в гуще битвы.

На шаг впереди

В магическом бою — как на Диком Западе: кто первый выстрелил, тот и прав. Превосходная реакция — залог здоровья и долголетия боевого мага. Если есть такая возможность, неплохо подвесить дебютные заклинания «на кончики пальцев», чтобы не тратить драгоценное время на их сотворение. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит: как правило, «сокращенные» версии требуют больше магических ресурсов. Обычно достаточно пары защитных (от физических и магических повреждений) и одного атакующего заклинания.

В масштабных сражениях возрастает роль мобильности боевого мага: нередко он требуется на самых разных участках фронта. Можно, конечно, развесить над полем боя порталы и «прыгать» через них, но куда дешевле и разумнее обзавестись верным верховым животным. Например, драконом, как делает это юный волшебник Эрагон в одноименном книжном цикле. Но даже обычный конь, как правило, способен доставить мага в любую точку сражения. Вспомните, например, того же Гэндальфа, который во время осады Минас-Тирита появлялся верхом на роханском скакуне то там, то здесь, вселяя надежду в души защитников города.

Категория: Разное о фэнтези | Добавил: Альмаксин (19.05.2010)
Просмотров: 544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход в Сферу
Категории раздела
Биографии писателей! [4]
Разное о фэнтези [36]
Наш опрос
Какая школа магии вам ближе всего?
Всего ответов: 16
Друзья сайта
  • Мифологическая энцик...
  • Бестиарий
  • Эл.Библиотека
  • Геральдика
  • Статьи фэнтези
  • Википедия
  • Жизнь сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0